История учреждения

Учреждение здравоохранение «38-я городская клиническая поликлиника» имеет очень длинную историю, так как история учреждения неразрывно связано с историей Белорусской железной дороги.

Первое упоминание о железнодорожной больнице на стации Минск относиться к 1889 году. Она создана обществом Московско-Брестской железной дороги, содержалась на его средства, предназначалась для медицинского обслуживания своих работников и располагалась в здании технического железнодорожного училища. Заведовал больницей врач С. Иоф. При развитии станции Минск в 1908 году был построен больничный городок из нескольких одноэтажных и двухэтажных капитальных зданий. В начале ХХ века в Минске на пересечении Московско-Брестской и Либаво - Роменской железных дорог была создана ведомственная медицинская служба, где в 1912 году началось строительство железнодорожной больницы в районе станции Минск-Товарный. На Минском узле к началу первой мировой войны было четыре приемных покоя, в которых работали четыре врача, четыре фельдшера, два зубных врача. 1914 году завершено строительство железнодорожной больницы. Однако она так и не была открыта, так как в связи с первой мировой войной здание было отдано под военный госпиталь для раненных солдат.

Открытие железнодорожной больницы, в состав которой входило и поликлиническое отделение состоялось в октябре 1922 году, ее мощность 52 койки. Железнодорожная больница была открыта на основании приказа Транспортного Управления Народного Комиссариата путей сообщения.

 Железнодорожная больница

Первый главный врач больницы в предвоенный период (1922 – 1926г) – профессор, заведующий кафедрой анатомии БГУ – Лебедкин Сергей Иванович. Он же исполнял обязанности хирурга, акушер-гинеколога и ЛОР-врача. Бронзовый бюст профессора С И.Лебёдкина, установленный на кафедре анатомии 25 июня 1981 года в дни работы 1Х Всесоюзного съезда анатомов, гистологов и эмбриологов символизирует память и высокую оценку заслуг всех, кто вместе с С. И.Лебёдкиным служил делу создания кафедры, развитию всех направлений деятельности на первом, самом трудном этапе становления

С 1926 года началось расширение коечного фонда больницы.

С 1939 по 1941 годы больницу возглавлял Павел Павлович Долгиликов, продолжавший дальнейшее развитие материальной базы ведомственной медицины. В этом же году были открыты две самостоятельные железнодорожные поликлиники для взрослых и женская консультация. На железнодорожных станциях Негорелое , Пуховичи и Борисов открыты врачебные амбулатории, отделение костного туберкулеза, расширялся коечный фонд.

Впервые дни войны больница была эвакуирована в Среднюю Азию. Часть сотрудников ушла в партизанские отряды, некоторые остались в Минске, работали в подполье. Сразу же после освобождения столицы в июле 1944 года вернувшийся из эвакуации медицинский персонал начал работу по восстановлению больницы, и уже через месяц в ней функционировало 100 коек.

В 1953 году, когда на базе двух железных дорог на территории республики – Белорусской и Минской была образована одна Белорусская железнодорожная больница на станции Минск. На базе Минской железнодорожной больницы организован методический, консультативный и лечебный центр для всей Белорусской железной дороги и дорожная больница на 250 коек. В состав железнодорожной больницы входило и поликлиническое отделение.

Большой вклад в дальнейшее расширение материально-технической базы больницы и улучшение качества и культуры медицинского обслуживания железнодорожников внесли главные врачи больницы: Конопелько Василий Васильевич, Сяпич Павел Игнатьевич, Корвигов Геннадий Константинович, Вечерский Григорий Арсентьевич (1968-1970г), Окунев Иван Мартынович (1970-1978 г), Зюзенков Виктор Васильевич (1978-2000 г), Дроздов Николай Иванович (2001-2002 г), Крылович Валерий Николаевич (2002-2003г), Луневский Виталий Адамович (с 2003 года) [2].

Амбулаторная помощь железнодорожникам и членам их семей оказывалась в поликлинике, размещавшейся в первом здании больницы на станции Минск-Товарная. Поликлиника №2 была открыта на станции Минск-Пассажирский в путевом здании, в 1953 году она занимала первый этаж жилого дома на улице Кирова.

10 января 1988 года введена в эксплуатацию новая типовая поликлиника на 840 посещений по улице Воронянского,50, корпус 1.

В здании разместили поликлиники взрослую и детскую, женскую консультацию. Основное внимание при формировании структуры поликлиники уделялось первичной медицинской помощи. Возглавлял работу поликлиники заместитель главного врача по амбулаторно-поликлинической помощи М.Л.Волчкевич (поликлиника входит в структуру ЛПУ «Дорожная больница на станции Минск БЖД»).

В основу работы учреждения положена работа двух терапевтических отделений. Возглавляли их опытные врачи-терапевты первой категории. В состав отделений вошли по три цеховых терапевтических участка и сеть территориальных. Помощь линейному населению была обеспечена разъездными фельдшерами.

Формировалась единая система оказания помощи на базе женской консультации. Кабинеты приема были оснащены новейшим диагностическим и лечебным оборудованием. Отделение возглавляла заведующая С.И.Михайлова. Работали в то время опытные акушеры-гинекологи: А.В Гапеева, Е.И Биндей, И.Р.Красильщикова, К.Т.Козлова, старшая акушерка Г.Ф.Симакова, которая работает в отделении по сегодняшний день.

Значительное внимание уделялось восстановлению и укреплению здоровья железнодорожников. Основой для создания отделения медицинской реабилитации явились бывшие отделения лечебной физкультуры и физиотерапевтического лечения. На должность заведующей отделения назначена врач-физиотерапевт П.Н.Харланчук и старшей медицинской сестрой Я.И.Тявловская. В последнее время руководит отделением Н.Л.Майорова. В отделении оборудованы кабинеты электрофореза, светолечения, ультразвуковой и лазерной терапии, УВЧ, СВЧ, ингаляций, массажа, лечебной физкультуры.

На базе поликлиники размещалась клинико-диагностическое консультативное отделение для оказания помощи и консультаций работникам железнодорожного транспорта. Основоположником его организации был начальник врачебно-санитарной службы В.Н.Денисюк. Отделение возглавил врач-кардиолог первой категории В.С.Лапицкий. В состав консультативного отделения входили: гематолог, пульмонолог, нефролог, гастроэнтеролог, эндокринолог, невролог, психотерапевт, нарколог, инфекционист и дерматолог.

Организовывалась работа хирургической службы. Открыты и хорошо оснащены кабинета приема у хирурга, онколога, травматолога, уролога, окулиста и отоларинголога. Много сил и энергии отдали организации хирургической службы Н.И.Михайлова, И.А.Янушко, В.В.Бакановский, И.В.Остроумова, С.И.Ионко, медицинские сестры Н.И.Тарлецкая, Е.И.Якубовская, Н.Н.Таболич.

В клинико-диагностической лаборатории, оснащенной новейшим оборудованием, проводился весь объем клинических, биохимических, бактериологических обследований. Создается лаборатория гормональных исследований. В коллективе лаборатории трудятся высококвалифицированные специалисты: Н.А.Шичко, Г.О.Дедович, фельдшеры-лаборанты: Е.А.Солодкова, Л.К.Ждан, Е.А.Евсаева, врачи: М.В.Пояркова, Т.К.Чурай. Постоянно расширяется объем исследований, применяются программы для диагностики заболеваний щитовидной железы, различных форм диабета. Гормональная лаборатория оказывает значительную помощь в диагностике заболеваний почек, выявлении факторов риска в возникновении злокачественных заболеваний, перинатальной патологии.

Совершенствуются функциональные и инструментальные методы исследования. В кабинетах функциональной диагностики производятся ЭКГ, электроэнцефалография, велоэргометрия, эхокардиография. Работу кабинета возглавляет опытный врач И.Л.Сухарева.

В 1992 году открыт кабинет эндоскопических исследований. Его работой руководит врач-эндоскопии Н.П.Владысик. В кабинете проводится гасторофиброскопия, ректороманоскопия.

Кабинет ультразвуковой диагностики стал базой подготовки врачей Белорусской железной дороги. Здесь работает и возглавляет отделение по сегодняшний день И.В.Шиманский.

Создана единая система рентгенологической и флюорографической службы. В кабинетах работают опытные врачи; Н.И.Суховерко, Т.И.Жура, рентгенлаборанты Г.С Черемисова, В.В.Стельмах, Р.И Жизневская.

В 2009 года открыто отделение компьютерной томографии.

Совершенствовалась система оказания помощи железнодорожному населению на местах. В структуре поликлиники работало 14 здравпунктов предприятий, амбулатория (станция Пуховичи), врачебный здравпункт (станция Борисов), фельдшерско-акушерский пункт (станция Негорелое). Огромный вклад в укрепление здоровья железнодорожников внесли и вносят медицинские работники здравпунктов предприятий (локомотивного, мотор-вагонного депо, метростроя) и их руководители: Л.В.Ковалева, В.С.Гутман, В.А.Соболевская и другие. Круглосуточно работает здравпункт минского вокзала. Трудились там ветераны труда Т.С. Санчук, а Г.Н.Фишман трудиться и по сей день.

С 2004 года на дороге была начата работа по реорганизации здравоохранения в соответствии с приказом Начальника дороги №159Н. Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 19 апреля 2007г. «О безвозмездной передаче имущественных комплексов», решения Минского городского исполнительного комитета от 24.05.2007 г. №1165 «О приеме в коммунальную собственность г. Минска имущественного комплекса», с 29.06.2007 г ЛПУ «Дорожная больница на станции Минск БЖД» передана в коммунальную собственность г.Минска и переименована в УЗ «11-я городская клиническая больница», а поликлинику в ГУЗ «Центральная поликлиника БЖД». Реорганизация железнодорожной медицины продолжалась. В соответствии с распоряжением Президента Республики Беларусь от 01.11.2011 г.№279 «О безвозмездной передаче предприятий как имущественных комплексов Государственное учреждение здравоохранения «Центральная поликлиника Белорусской железной дороги» передана 05.12.2011 г. из республиканской собственности в собственность административно-территориальных единиц г. Минска. Согласно решению Минского городского комитета от 17.02.2012г.№515 «О переименовании государственного учреждения здравоохранения» и приказа комитета по здравоохранению от 24.02.2012 г. №110 «О переименовании учреждения ГУЗ «Центральная поликлиника Белорусской железной дороги» переименовано в учреждение здравоохранения «38-я городская поликлиника».

В настоящее время на базе учреждение здравоохранения «38-я городская клиническая поликлиника» наблюдается территориальное население и продолжается наблюдение тружеников магистрали, которые непосредственно связаны с перевозочным процессом. В поликлинике имеется два терапевтических отделения, для наблюдения трудоспособных железнодорожников в отдельную структуру выделено отделение безопасности движения. Продолжает работу врачебно- экспертная комиссия, где определяется профпригодность работающих. В структуру поликлиники входит организованный 01.11.12г. Республиканский центр медицинского обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования. В функции данного центра входит: организационно- методическое руководство по вопросам медицинского обеспечения безопасности движения, проведение медицинского освидетельствования граждан в случаях обжалования решения ВЭК и в сложных экспертных случаях.

В октябре 2022 года учреждение здравоохранения «38-я городская клиническая поликлиника» отметило свой 100-летний юбилей.

поделиться в: